Охота на ведьм


Охота на ведьм
В 1645-47 годах в Англии развернулась беспрецедентная война с колдовством и «слугами дьявола». По сути, эту войну объявила еще Елизавета I, выпустив знаменитый «Акт против заклинаний, колдовства и ворожбы», который объявлял людей, подозреваемых в связях с нечистой силой, преступниками.
Этот закон разрешал лордам и мелкопоместному дворянству лично расправляться с колдунами.
В средневековой Европе борьба с ведьмами была делом обычным. Историки называют число 110 тысяч — именно столько состоялось в континентальной Европе судов над людьми, подозреваемыми в колдовстве, 40 тысяч «ведьм» были казнены. Большая часть их сгорела на кострах…
Охота на ведьм в Европе была распространенным и разрешенным светскими и церковными властями явлением.
В Англии же казнили 500 человек, все они нашли смерть на виселице, большинство казней пришлось на 1590-е годы, когда страну терзал острый экономический кризис, и позднее, на времена правления Якова I, снискавшего славу «охотника за ведьмами».
При Чарльзе I, который старался вернуть нацию в лоно католицизма, вновь разгорелась борьба между пуританами и католиками и, как отражение этого, вновь усилилось преследование «слуг антихриста».
Сохранились исторические хроники, касающиеся такого преследования в городе Мэннингтри в графстве Суффолк. Здесь власть находилась в руках пуритан — землевладельца сэра Хэрботтла Гримстона и судьи сэра Томаса Бовза.
Гражданская война 1642 года олицетворяла небесную войну Христа с силами ада, она вселяла в сердца горожан страх, который они старались унять преследованием «прислужников ада».
В марте 1645 года на одноногую вдову Элизабет Кларк донес некий джентльмен Джон Стерн. Он обвинил женщину в том, что она наслала болезнь на миссис Стерн, которая металась и кричала в горячке, а затем умерла в страшных судорогах. Расследование было поручено Мэтью Хопкинсу, известному охотнику на ведьм.
Он в течение трех дней и ночей вел наблюдение за миссис Кларк. На третью ночь Хопкинс заметил, как женщина вышла во двор своего дома и щелкнула хлыстом. Тотчас же, словно из-под земли, появились странные создания. Они были похожи на козлов, но шли на задних конечностях, как ходят люди. «Козлы» были покрыты черной шерстью…
Элизабет схватили и привели к судье, где она была допрошена с пристрастием. Вдова призналась, что чудовища — это ее дети, которых она родила от дьявола. По словам ведьмы, она использовала своих детей, чтобы наводить порчу на соседей.
Старую женщину заставили назвать имена других ведьм, которые жили в Мэннингтри. Истерзанную пытками вдову заключили в замок Колчестер, а все подозреваемые в колдовстве женщины были арестованы.
Одну из них, Анну Лич, обследовала акушерка и нашла «дьявольские знаки» вокруг ее половых органов. Нашлись свидетели, которые указали на женщину, околдовавшую подмастерье плотника, который не дал ей щепок для растопки печи. Плотник заявил, что его ученик вдруг принялся кукарекать, как петух, рычать и лаять, словно собака.
Некая Маргарет Мун, прислуга стряпчего, призналась, что наслала вшей на жену хозяина.
Молодая девушка Ребекка Вест была заподозрена в том, что спровоциовала выкидыш у своей соседки, а на допросе Ребекка призналась, что обручена с дьяволом.
К лету 1646 года в подземелье Колчестера уже томились 34 женщины. Из них четыре умерли еще до начала судебного   разбирательства, возможно, от чумы. Все подозреваемые   были обследованы  акушеркой, и у всех на сосках обнаружились красные пятнышки — явные следы того, что они вскармливали грудью бесов.
Это были важные улики, которые впоследствии помогли судьям принять решение…
В июле 1645 года состоялся   суд   под председательством графа Уорвика. В результате только одна женщина была оправдана и освобождена. Из-за путаницы в показаниях свидетелей   для  девяти обвиняемых разбирательство отложили. Остальные 19 были приговорены к повешению.
Маргарет Мун, выслушав приговор, принялась хохотать.
«Дьявол часто говорил мне, что я никогда не буду повешена!» — кричала она. И действительно, когда ведьм везли в повозке на городскую площадь, где стояла виселица, ее неожиданно хватил удар, и Маргарет упала замертво…
Остальные по очереди поднялись по лестнице на эшафот, где их ждал палач в красном одеянии и в черном колпаке, закрывавшем лицо. Одноногую Элизабет Кларк стражникам пришлось поднять на помост, так как сама она этого сделать не могла.
К радости беснующейся толпы, собравшейся на площади, ведьмы были вздернуты без проволочек.
Что   касается   оставшихся в тюрьме девятерых подозреваемых,  то  они написали прошение о помиловании в парламент. Решения нужно было ждать пять месяцев. Одна из ведьм умерла в застенках, не дождавшись решения.
Что сталось с остальными, история умалчивает…
После казни в Мэннингтри Хопкинс и его помощники принялись прочесывать все графство Суффолк в поисках ведьм. Они расспрашивали жителей деревень, не могут ли назвать женщин, чье поведение кажется странным, и кто, по всей видимости, знается с дьяволом.
Признания, полученные от женщин Хопкинсом, были еще более шокирующими, чем ранее в Мэннингтри. Преступницы признавались, что в момент отчаяния призывали дьявола, который заключил с ними договор, подписанный кровью.
Он обещал избавить их навсегда от бедности и голода, взамен они обещали верой и правдой служить ему.
Одна из женщин вдруг заявила, что после подписания договора была изнасилована двумя огромными жуками…
Маргарет Вьярд из Фремлингхэма сообщила, что дьявол пришел к ней в виде очень красивого молодого мужчины с соломенными волосами, одетого в черную одежду. Он приходил к ней каждую ночь в течение месяца.
Вскоре у Маргарет появилось молоко черного цвета, и ей пришлось кормить грудью семерых голодных бесов, которые также являлись по ночам. Среди них были две мухи, три жука, один паук и одна мышь.
В борьбе за соски они толкались, словно свиньи возле корыта, сообщила женщина…
Иногда в сети охотников попадались и мужчины. В Брэмфорде некий Джек Пейн рассказал, что он заболел чумой и находился при смерти. В отчаянии он призвал дьявола, прося оставить ему жизнь.
Дьявол явился и потребовал в обмен на выздоровление душу Пейна.
Некоторые из подозреваемых добровольно делали признания, остальных же приходилось принуждать. Например, использовали так называемое «испытание водой», которое Яков I санкционировал в своем трактате «Демонология». Если подозреваемый, брошенный в глубокое озеро, тонул, он считался невиновным, если нет, значит, ему помогал дьявол.
В деревне Брэдстон престарелый викарий Джон Ловз был заподозрен в колдовстве. Его заковали в кандалы и отвезли в замок Фремлингхэм.
Викарий показал допрашивавшему его Хопкинсу отметину на нижней стороне своего языка — свидетельство того, что кровь викария пил бесенок.
Ловза бросили в ров, окружавший замок. Вместе с ним в воду прыгнул человек, который должен был следить за «испытанием водой». Викарий начал тонуть, но его удалось спасти и, следовательно, признать невиновным.
Этот случай подробно описан в одной исторической хронике, которая хранится в Британской библиотеке. Позднее Ловз был снова заключен под стражу так как, по свидетельствам прихожан, проводил черные мессы.
В итоге состоялся новый суд, и Ловза сожгли на костре.
Его заставили лично отслужить собственную заупокойную службу.
В документах XVII века сохранилась даже величина расходов на казни, которые приходилось оплачивать из королевской казны: повешение обходилось в один фунт стерлингов, а сожжение на костре — три фунта.


ДЕЛИМСЯ СТАТЬЕЙ:


МЕТКИ ЗАПИСИ:

КОММЕНТАРИИ: 11

Оставить комментарий