Память человека


Память человека
В середине 50-х годов XX века никто и не думал делать память предметом исследования. Обучение понимали как приобретение и углубление ассоциации между «стимулом» и «ответом». Если человек что-то забыл, то это значило, что ассоциации ослабли.
Потом в когнитивных науках (когнитивная наука — совокупность наук о познании — приобретении, хранении, преобразовании и использовании знания) произошла революция, которая изменила очень многое.
В том числе оказалось, что память может быть сознательной и бессознательной. В свое время еще Зигмунд Фрейд говорил о бессознательной памяти, но это не имело отношения к физиологии мозга.
Бессознательная память — это память о событиях, которые влияют на то, что мы знаем и делаем сегодня, но этого не осознаем. Например, когда вы слушаете кого-то или что-то читаете, то опираетесь на те знания, которые получили в прошлом о языке, смысле слов, грамматических конструкциях, правилах, позволяющих сформулировать или понять фразы и т.д.
Память помогает понимать речь собеседника, но разве мы отдаем себе в этом отчет?
Нет, мы задействуем свою память автоматически. Ту память, которую сегодня называют бессознательной, или неявной.
Разделение памяти на сознательную и бессознательную важно потому, что только после этого ученые смогли обнаружить, что существуют разные системы памяти.
В 60-х годах XX века Эндель Тулвинг (университет Торонто) обнаружил, что, если испытуемого попросить вспомнить слова, связанные с событиями прошлого, у него это получается хуже, чем если он автоматически вспоминает слова на эту тему.
В 1970 году Тулвинг высказал идею, что существуют две системы долговременной памяти: семантическая (все наши познания об окружающем мире) и эпизодическая (включает факты, пережитые лично). Последняя — единственная, которая позволяет нам сознательно вспомнить прошлый опыт и «путешествовать во времени».
Кстати, сегодня доказано, что за эпизодические воспоминания и за планирование будущего отвечают одни и те же участки мозга. Сегодня теория эпизодической памяти признана всеми, а Тулвинг считается ее отцом-основателем, но когда-то вокруг нее было много споров.
Дело в том, что открытие новой формы памяти нельзя сравнить с открытием нового элемента или сорта орхидеи, поскольку память не существует в чистом виде. Это как иммунная система, которую можно определить только по отдельным внешним параметрам. После многих экспериментов, в том числе и с людьми, потерявшими память, неопровержимые доказательства новой теории были все-таки получены.
Например, был пациент К.С, случай которого вошел в учебники по медицине: после травмы мозга при автомобильной аварии он полностью потерял эпизодическую память. Тем не менее, у него остались хорошие общие знания, хранящиеся в его семантической памяти.
Этот пациент блестяще иллюстрировал новую теорию, которая постепенно стала общепризнанной.
В течение долгого времени ученые думали, что единственное место в мозгу, где размещается память, — гиппокамп. Сегодня мы знаем, что гиппокамп совершенно необходим для некоторых типов памяти, но не для всех.
Например, если бы гиппокамп действительно отвечал за всю память, то дети с ранним поражением этой зоны не могли бы ничему научиться и ничего вспомнить. У них действительно фиксируют нарушение эпизодической памяти, но в школу они ходят, как все остальные дети, учатся читать, писать и считать.
Получается, что для семантической памяти гиппокамп не так важен.
Недавние исследования подтвердили, что предлобный участок коры головного мозга и его теменная часть участвуют в семантической и эпизодической памяти, но каждая по-своему. Пока невозможно уточнить их роль в этом процессе, известно только, что какие-то части этих областей задействованы в обеих системах памяти.
Описаны случаи, когда пациенты потеряли память после поражения именно этих зон, а не гиппокампа. Очевидно, что не существует единой памяти и единой сети памяти. Есть многие сети, которые обслуживают разные типы памяти (эпизодическую, семантическую), различные задачи (распознавание, вспоминание), процессы (кодирование, поиск) и разные типы информации (слова, лица).
Теменная и предлобная области — составляющие этой сети. Это действительно сложно, как и сама память, механизм действия которой ученые еще не до конца понимают. Впрочем, сегодня память разделяют даже не на два типа, о которых до сих пор шла речь, а на пять. Чаще всего память классифицируют по длительности хранения информации — на кратковременную и долговременную.
Кратковременная память хранит информацию очень недолго. Если информация важна, то она проходит некоторые фильтры и переходит в долговременную память. (Механизм этого процесса — отдельная сложная тема, которой мы даже не будем касаться.)
Долговременную память делят на семантическую, эпизодическую, процедурную и персептивную.
Процедурная память — это наши «умения» в самых разных сферах, хранилище инструкций, согласно которым мы совершаем то или иное действие: завязываем шнурки, играем в теннис, водим машину. Она как-то связана с эпизодической памятью, поэтому если в результате травмы повреждаются соответствующие участки мозга и у пострадавшего пропадают эпизодические воспоминания, то и научить его что-то делать гораздо труднее.
Но уж если человек чему-то научился, и это отложилось в процедурной памяти, то он обычно не забывает полученных навыков.
Персептивная память напоминает нам об увиденном, о звуках, запахах, прикосновениях — обо всем, что к нам пришло через органы чувств.
Может быть, самое интересное сегодня — это понять, как же взаимодействуют между собой разные системы памяти. Возможно, что эпизодическая произошла от семантической в процессе эволюции. Ведь эпизодическую память ученые частично наблюдают, например, у соек, которые припрятывают пищу и точно помнят, куда что спрятали.
Возможно, когда-нибудь ученые скажут, что именно эпизодическая память когда-то стала поворотной точкой в эволюции.
Ведь только человек может четко вспомнить прошлое и планировать будущее…


ДЕЛИМСЯ СТАТЬЕЙ:


МЕТКИ ЗАПИСИ:

КОММЕНТАРИИ: 11

Оставить комментарий